Глоссарий терминов


В этом глоссарии собраны основные термины, необходимые для понимания принципов работы с Moodle
Обзор глоссария по алфавиту

Специальные | А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | Все

Страница:  1  2  (Далее)
  Все

Б

Блок

Блок - это элемент интерфейса курса, который размещается слева или справа от основного содержания страницы. С помощью блоков можно организовать навигацию по сайту, размещать дополнительные материалы (например, каналы новостей или видеоролики), выводить динамическую информацию о событиях на курсе и т.п.

blockssample1.png
blockssample2.png
blockssample3.png
Блоки "Участники курса" и "Элементы курса"
Блок "Календарь"
Блок "Управление"

Блоки реализованы как отдельные программные модули, которые администратор может установить в системе. Преподаватель курса может размещать на странице своего курса любые доступные ему блоки, а также может произвольно менять их взаимное расположение. Мы не рекомендуем перемещать блоки навигации по сайту, расположенные в левой части экрана, а также блок обмена сообщениями.

Г

Главная страница курса

Главная страница курса открывается сразу после входа на курс и содержит тематические разделы, блоки, а также элементы навигации по сайту. С главной страницы курса можно переходить на страницы ресурсов, элементов курса, каталогов, а также страницы управления.
Пример

Гость

Гость - это специальная роль для пользователей, не выполнивших вход на сайт под своим именем. Эту роль удобно использовать, если информация в каком-то разделе сайта (курсе) должна быть доступна всем без исключения.

Гости не имеют полномочий вводить информацию где-либо и эти полномочия не могут быть им предоставлены.

Курсы, доступные для гостя, могут индексироваться поисковыми машинами (Yandex, Google,...).

Группа

Группа - это подмножество пользователей курса Moodle. В группу могут входить пользователи с любыми ролями - как студенты, так и преподаватели. Группы создаются для организации процесса обучения на курсе и позволяют разграничить доступ пользователей к элементам курса. Например, можно сделать, чтобы участники видели переписку в форуме только своей группы. Группы позволяют организовать параллельную работу нескольких групп (студенты + преподаватель) в рамках одного курса так, чтобы они не мешали друг другу и не имели доступа к любым материалам участников других групп.

Группы облегчают работу преподавателя: по группе можно фильтровать список участников курса при оценке заданий, просмотре статистики, отправке сообщений в форум.

Любой элемент курса Moodle имеет параметр "Групповой метод", который определяет использование групп этим элементом. Разные элементы могут использовать разную настройку. Например, можно сделать новостной форум с отдельными группами и общий для всех форум, в котором группы не используются, а все пользователи видят сообщения друг друга.

Группы в Moodle создаются для каждого курса независимо, постоянных учебных групп, действующих для всех курсов, в системе нет.

Преподаватель курса или администратор может создать группу и записать в нее студентов. Также возможна автоматическая запись студентов в группы по вводу кодового слова.

К

Категория курсов

Категория курсов - это дополнительный уровень в структуре сайта Moodle. Категории позволяют организовывать множество курсов в иерархическую структуру, например:
  • Факультет/кафедра
    • Специальность
      • Год обучения студентов
Категории могут включать непосредственно курсы, или вложенные подкатегории. Каталог курсов имеет древовидную структуру.

Каталог курсов

Верхним уровнем классификации курсов на портале РХТУ является подразделение (кафедра). На этом уровне назначаются права создателей курсов.

Курс

Курс - это основная структурная единица сайта Moodle. Большинство действий в системе происходит именно в контексте курсов.
  • У каждого курса есть уникальный идентификатор (вы можете его видеть в адресной строке: ?id=идентификатор_курса.
  • Обычно курс соответствует некоторой учебной дисциплине, однако дисциплина может быть разделена на несколько взаимосвязанных курсов.
  • На каждый курс назначается преподаватель (один или несколько).
  • На курс подписываются студенты.
  • В рамках курса можно создать учебные группы и распределить по группам студентов.
  • Преподаватель курса может разместить на курсе свои учебные материалы, а также включить в курс различные элементы деятельности (задания, форумы, интерактивные лекции и т.п.).
  • Преподаватель курса может также настроить внешний вид курса (формат, расположение информационных блоков и количество и порядок тематических разделов).
  • Полномочия пользователей задаются, как правило, в контексте курсов. Вы можете редактировать только те курсы, преподавателями которых являетесь. Вы имеете доступ к материалам только тех курсов, где числитесь преподавателем или студентом. Некоторые курсы дают неограниченный доступ для всех пользователей, а иногда и для всех посетителей сайта.
  • Информационные разделы сайта Moodle, не связанные с обучением, также реализуются в виде курсов (например, справочный раздел, техподдержка).

М

Модуль

Модуль - это программный компонент, реализующий некоторую функциональность системы Moodle

Основные виды модулей Moodle:
  • Модуль элемента курса (форум, глоссарий, лекция, задание...)
  • Модуль, реализующий блок (календарь, RSS-новости, управление...)
  • Модуль, реализующий фильтр (авто-связывание записей глоссария, вывод математических формул, встраивание медиа-объектов...)
  • Модуль, реализующий отчет для администратора системы или преподавателя курса
  • Модуль, реализующий одну из разновидностей элемента курса (тип тестового задания, ресурса, задания)
Пользователи Moodle разработали большое количество модулей, расширяющих возможности системы. На данный момент их более 700. На основном сайте системы имеется каталог модулей расширения.

П

Полномочия

Полномочия определяют, какие действия на сайте доступны пользователю, а какие - нет. Например, любой элемент или блок курса имеет определенный набор полномочий (возможных действий), которые могут быть заданы для каждой из пользовательских ролей.

Обычно полномочия предоставляются пользователю путем назначения ему определенной роли. Если этот набор необходимо изменить, можно либо назначить пользователю другую роль в локальном контексте, либо переопределить полномочия для роли в локальном контексте.

Переопределение полномочий в локальном контексте

В Moodle реализован механизм наследования полномочий, который по умолчанию сохраняет пользователям в более узком контексте те полномочия, которые были предоставлены в более общем контексте (например, права на редактирование элементов курса определяются назначением роли преподавателя в контексте курса).

Пользователь сайта

Пользователь сайта - любой человек, прошедший регистрацию и получивший учетную запись (логин и пароль) для доступа к сайту.

Поток

Поток (Grouping) - объединяет множество групп курса. Преподаватель курса или администратор могут создать поток и прикрепить к нему одну или несколько групп. В дальнейшем для любого элемента или ресурса курса Moodle можно задать видимость: для всех потоков, либо только для одного потока. В последнем случае элемент курса или ресурс будет доступен только тем пользователям, которые являются членами одной из групп потока. От остальных этот элемент или ресурс будет скрыт.

Доступность элемента курса или ресурса для потока

Как и группы, потоки в Moodle задаются для каждого курса независимо.


Страница:  1  2  (Далее)
  Все