Курсы Кафедры менеджмента и маркетинга

Курс «История управленческой мысли» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент.

Основной целью преподавания дисциплины «История управленческой мысли» является формирование у студентов необходимых представлений об истории управленческой мысли, эволюции управленческой мысли в качестве общетеоретического и методологического фундамента всех управленческих дисциплин.

«Мы должны оглядываться на прошлое, ибо это все, что мы имеем для того, чтобы узнать что-либо о будущем» У.Д. Дункан

Многоуровневая подготовка специалистов в РХТУ им. Д.И. Менделеева, актуализация ФГОС, совершенствование кредитно-рейтинговой системы оценки знаний обучающихся, инновационные подходы в методах и средствах обучения находят свое отражение в формировании электронной инфомационно-образовательной среды по межфакультетскому курсу «Предпринимательство высоких технологий в сфере».

Межфакультетский курс МФК «Предпринимательство в сфере высоких технологий» решает одну из важнейших задач современного инженерного образования – развитие у студентов естественнонаучных и технических специальностей предпринимательского мышления, которое является важным условием соответствия выпускников требованиям современного рынка труда. Курс направлен на формирование системы информирования и вовлечения студентов в предпринимательскую деятельность, в том числе в сфере высоких  и наукоемких технологий  на базе  РХТУ им. Д.И. Менделеева,  получение обучающимися базовых знаний в сфере управления предпринимательской деятельностью, в частности – поддержки новых бизнес-проектов (стартапов). При этом предполагается развить базовые навыки экономического обоснования предпринимательских процессов.

В результате должна быть сформирована основа системы компетенций в области обоснования, подготовки, планирования и контроллинга проектов коммерциализации технологий различных типов и масштаба. В результате освоения дисциплины у студента развиваются такие компетенции, как подготовленность к научно-исследовательской и педагогической деятельности, а также к управленческой деятельности в организациях всех форм собственности на должностях, относящихся к среднему менеджменту, толерантно воспринимая социальные, этнические, профессиональные и культурные различия; способность организовать работу трудового коллектива для достижения поставленной цели проекта.


Дисциплина "Мировая экономика" является базисом развития необходимых компетенций контингента обучающихся в магистратуре 38.04.04 Государственное и муниципальное управление, а также неотъемлемой составной частью общего курса "Экономика" и "Основы экономики" всех направлений и специальностей обучения университета. В результате освоения курса студент получит совокупность знаний о мировом хозяйстве, существующих в его рамках экономических отношениях, механизмах функционирования этих отношений, принципах, формах и методах внешнеэкономической политики государства.

Для записи на курс введите кодовое слово: 2018 если вы обучаетесь в магистратуре кафедры или кодовое слово: guest, если не обучаетесь, но хотите посмотреть материалы курса.


Основы менеджмента и маркетинга

Целью дисциплины «Основы менеджмента и маркетинга» является получение знаний о закономерностях функционирования предприятий в национальной экономики, представлений в области менеджмента и маркетинга, включая методологические основы и закономерности, функции, методы, организационные структуры, организацию процессов, технику и технологию менеджмента и маркетинга в условиях рыночной экономики; заложение основ профессиональной деятельности бакалавров.

Основными задачами дисциплины «Основы менеджмента и маркетинга» являются приобретение студентами знаний основных положений теории менеджмента и маркетинга и умений практического использования их в управлении химическим предприятием; ознакомление с историческими предпосылками развития управленческой деятельности; освоение процедуры диагностики маркетинга на базе вероятностно-статистических подходов с применением основ теории вероятностей и статистики при проектировании предпринимательской деятельности.

Дисциплина “Основы менеджмента и маркетинга” относится к вариативной части, определяемой вузом, в т.ч. дисциплины по выбору и базируется на компетенциях, полученных при изучении дисциплин «Статистика», «Основы экономики и управления производством», «Философия», «Социология», «Общая химическая технология», «Системы управления химико-технологическими процессами».

Дисциплина «Основы менеджмента и маркетинга» призвана способствовать реализации Стратегии развития РХТУ им. Д.И. Менделеева как опорного отраслевого вуза - центра превосходства для научного-технологических консорциумов и эталонного вуза в системе проектного обучения. Дисциплина «Основы менеджмента и маркетинга» относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла и играет важную роль в формировании профессиональных способностей и личностных качеств бакалавра.

В результате освоения данного курса у студента формируются такие компетенции, как подготовленность к организационно-управленческой, информационно-аналитической и предпринимательской деятельности в организациях всех форм собственности; способность руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этнические, профессиональные и культурные различия; способность организовать работу трудового коллектива для достижения поставленной цели, находить и принимать управленческие решения, оценивать качество и результативность труда, затраты и результаты деятельности научно-производственного коллектива; способность находить и принимать управленческие решения.

Основы экономики и управления производством

Объект исследования: система подготовки студентов управлению бизнес-процессами.

Цель исследования состоит в разработке методики преподавания дисциплины «Управление бизнес-процессами», обеспечивающей подготовку бакалавров в области управления промышленным производством в системе национальной экономики на основе развития электронной информационно-образовательной среды университета.


Курс «Экономика региона» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 38.04.04  Государственное и муниципальное управление.

Дисциплина «Экономика региона» относится к вариативной части обязательных дисциплин учебного плана (Б1.В.04) подготовки магистров по направлению 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление», магистерской программе – «Государственное и муниципальное управление», и рассчитана на изучение дисциплины в течение одного семестра.

Цель дисциплины «Экономика региона» – сформировать профессиональные и специальные компетенции в области теоретико-методологических подходов и практических аспектов функционирования хозяйствующих субъектов в системе социально-экономического взаимодействия, основанном на социальном партнерстве, социальной справедливости, достижении благосостоянии населения как цели экономической политики государства на региональном уровне управления.


Курс « Экономическая теория и институциональная экономика» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент. Экономическая теория и институциональная экономика как учебная дисциплина всегда была важнейшей составляющей, фундаментом комплексной подготовки современного специалиста в области экономики и менеджмента. Выпускник вуза сегодня должен обладать не только широкими знаниями теоретического характера, но и навыками их грамотного применения на практике. Завершение ХХ и начало XXI столетий характеризуются крушением сложившихся парадигм развития.

В этих условиях возрастает роль экономического образования с использованием новейших знаний. В преподавании курса экономической теории не может не отразиться тот факт, что современный мир находится на сломе двух цивилизаций: существующей развитой рыночной экономики, возможно, исчерпавшей себя как эффективная хозяйственная система, но продолжающая существовать и даже воспеваться консервативно настроенными экономистами, и только формирующейся, а потому и мало изученной, новой цивилизации – постиндустриальной, неоинформационной, постмодернистской, новой экономикой. Последняя требует по-новому взглянуть на экономические процессы и явления, ранее существовавшие и ныне существующие: рынок, деньги, цены, финансы, труд, экономический рост, потребление, благосостояние и др.

Любой фирме на фоне активно протекающих процессов глобализации и интеграции, когда конкуренция перманентно обостряется, все сложнее завоевывать и удерживать позиции на конкурентном рынке. Для этого необходимо уметь анализировать и прогнозировать рыночную конъюнктуру и определять оптимальную для себя стратегию поведения на рынке, что невозможно сделать, не располагая базовыми знаниями по экономической теории и институциональной экономике.


Курс « Экономическая теория и институциональная экономика» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент.

Важнейшей целью преподавания экономической теории и институциональной экономики является формирование экономического мышления. Это означает, что студенты научаются понимать смысл и мотивы деятельности участников экономического процесса, их взаимную зависимость в обмене, методы достижения эффективных результатов. Важно также понимание принципов работы рыночного механизма, его возможностей и ограничений, роли государственной политики. По окончании курса студент должен иметь цельное представление о функционировании экономики как единого организма, понимать системный характер экономики, где все процессы взаимозависимы и взаимообусловлены.